Блог Антона Машнина

Интересные статьи на разные темы

Реформы Никона и церковный раскол

В XVII веке в России стояла острая необходимость в укреплении порядка и дисциплины, а также нравственных устоев духовенства. Россия расширяла внешние связи с такими странами, как Украина и греческий Восток, для чего требовалось ввести одинаковый порядок церковного обряда всего православного мира. Книгопечатание, которые бурно развивалось и распространялось по всей России, открывало возможность унифицировать церковные книги.

Патриарх Никон

В 1652 году московским патриархом избирается некий Никон, который до этого пребывал в должности Новгородского митрополита. Новый патриарх был связан дружбой с Алексеем Михайловичем, царем России, а также пользовался его поддержкой на протяжении долгого времени.

Реформы Никона и Церковный раскол занимают очень важное место в отечественной истории. Властный Никон стремился сделать из Русской Церкви центр всей православной веры. Он создал план реформы унификации обрядов, провозглашении однообразной службы в церкви и начал активно внедрять его в русское общество. В пример Никон поставил обряды Греческой церкви.

Массовое народное недовольство, которое было вызвано реформами, стало выражением протеста со стороны боярской части общества и церковных служителей. Они опасались, что перемены, спланированные Никоном, станут причиной подрыва авторитета Церкви. Русскую Церковь постиг раскол. Люди, придерживающиеся старого порядка исполнения церковных обрядов, начали бунтовать против реформ Никона, они требовали возвратиться к порядкам, установленным до его прихода. Среди приверженцев старых обрядов был особо известен некий Аввакум, по должности являвшийся протопопом. Противоборствующие стороны спорили о том, каким именно образом нужно креститься (двумя пальцами, либо тремя), каким именно образом осуществлять крестный ход (против или по ходу солнца). Кроме того, не сошлись во взглядах они и в том, какие образцы взять за образец под унификацию книг.

Как известно, раскол XVII века – это своеобразная социальная форма протеста масс, недовольных своим новым положением в связи с реформами. Так называемые старообрядческие поселения, которые были образованы на Поморском Севере, Урале, в Сибири, Заволжье, собрали в себе тысячи посадских жителей и крестьян.

Самым крупным протестом против реформы считается восстание 1668 – 1676 годов в Соловецком монастыре. Это пристанище с огромным продовольственным запасом, мощным духовно-нравственным настроем и толстыми стенами приютило многих старообрядцев. Среди них появился предатель, который и впустил войска Алексея Михайловича в крепость. 550 защитников монастыря пали в бою.

Представители старообрядчества и их предводитель Аввакум были отправлены в низовье Печоры, а именно, в Пустозерск. Там противники реформ были сожжены после 14 мучительных лет в тюрьме под землей. Это сожжение положило начало традиции «огненного крещения», которое проводилось в отместку «Антихристу».

Говоря о судьбе самого патриарха, нельзя упускать тот факт, что он добился титула великого государя Руси, но весьма переоценил свои возможности. Поняв это, он сделал официальное заявление о том, что не желает быть патриархом Московским, но от всероссийского патриаршества он не откажется. Антиохийский и александрийский патриархи, входившие в состав церковного собора 1666 года, владели полномочиями константинопольского и иерусалимского патриархов. Этот совет сместил Никона с его поста. Он был отправлен в Ферапонтов монастырь, находящийся под Вологдой. После смерти царя «Антихрист» вернулся и умер в местечке под Ярославлем.

Читайте также:

Обсуждение закрыто.