Блог Антона Машнина

Интересные статьи на разные темы

Орден францисканцев

Малые отцы, босоногие августинцы… Это все они, орден Францисканцев, монахи которого отличались и, надеемся, отличаются святостью и верой. Прежде, чем приступить к хронологии, хотелось бы напомнить об одном представителе этого славного ордена, который в свое время повлиял на жизнь королевской четы Франции и предрек рождение Людовика XIV. Речь идет о брате Фиакре, который совершил многодневное паломничество из Парижа в Котиньяк, где принес обеты от имени Анны Австрийской. И все ради того, чтобы несчастная женщина, наконец, смогла родить долгожданного первенца. Это ли не святость?

Орден Францисканцев

Орден начал свое существование в 1209 году, хотя по некоторым данным, в 1210 году. Конечно же, без Папы Римского в то время ничего не решалось. Поэтому в тот год к папе Иннокентию III пришли двенадцать человек. Возглавлял их Франциск Ассизкий, который является основателем этого ордена. Тогда Папа подтвердил устно Устав ордена, тем самым признав его право на существование. Письменно Устав ордена францисканцев подтвердил в 1223 году Папа Гонорий III.

На этом, пожалуй, мы закончим эту часть. Перейдем к самой сути, а именно особенностям учения в ордене, его идеях и проповедях. Первое, что можно с удивлением отметить, это абсолютное неприятие францисканцами материальных благ. Устав предписывал монахам быть нищими и иметь не больше, чтобы не умереть от голода и холода.

Именно этот тезис стал причиной множественных расколов ордена, выделения отдельных течений. Братьям постоянно казалось, что они бедны недостаточно. Это внутреннее напряжение, боязнь несоответствия своего образа жизни завещанию основателя, св. Франциска, обозначилось еще в правление его преемника Илии Кортонского. Стремясь внести в души братьев францисканцев мир, Папа Римский четко обозначил, что все имущество, которым пользуется орден, принадлежит не ему, а Церкви, поэтому они чисты.

К большому достижению братьев францисканцев можно отнести тот факт, что их внутренние противоречия никогда не сказывались на общей цели. Они вели ту жизнь, которую выбрали, проповедовали Слово Божье даже в самых опасных уголках земли. Они несли свет веры дикарям, они были первопроходцами многих континентов и стран, мужественно сносили унижения и погибали мученической смертью, но никогда не кляли убийц. Они прощали им все и даже на смертном одре молили Небеса о том, чтобы мучителям было даровано прощение.

Это не красивые слова ради хорошего рассказа. Это правда жизни, которая была записана кровью братьев францисканцев.

И, тем не менее, орден продолжал жить. Многие отцы пытались найти истину в Ветхом и Новом заветах. Значительную сумятицу в умы братьев ордена внес Иоахим Флорский, который очень вольно трактовал положения заветов, переложив по-своему значения св. Троицы. Это усилило желание францисканцев к бедности, переходившее уже в навязчивую идею. Это становилось катастрофой.

Решительные действия принял седьмой по счету глава ордена, св. Бонавентура. На его плечи легла огромная ответственность. Благодаря принятым им решениям святого по праву считают вторым основателем ордена.

Он резко отделил стремление к бедности, приписав это почти фанатизму. Св. Бонавентура заявил, что не в этом главная добродетель и постановил, что монахи нуждаются в образовании. Это было записано в «Нарбоннских конституциях». Как водится, не все приняли новые правила, и определилось новое течение, признававшее только крайнюю бедность. Впрочем, их потом отлучили от церкви. В то время это было страшным наказанием для католика.

Скажем прямо, наука заняла почетное место в занятиях и направлениях деятельности Ордена францисканцев, но не заслонила собой все остальное. По их мнению, наука должна была служить вере и Богу, и только так. Хотя невозможно и обвинить их в том, что они останавливали прогресс. Именно их братья-ученые ввели такое понятие, как экспериментальный метод, что продвинуло науку очень далеко, дало новый толчок к развитию.

Орден никогда не вмешивался в политику, но все Папы, которые были выходцами из францисканцев, отличались тем, что жили бедняками в огромных хоромах. Особо хочется отметить Сикста V, который в короткие два года искоренил преступность как явление, не щадя даже знать. Он не словом, а делом показал, что заповеди стоит уважать.

Основным соперником Ордена францисканцев был Орден иезуитов. Совершенно разные по своей сути, они в принципе делали одно и то же дело, только с тем различием, что иезуиты активно участвовали в политике и светской жизни.

Сегодня Орден францисканцев продолжает существовать и действовать, обучать в колледжах и семинариях. Несмотря на то, что XX век в целом развратил нравы и свел на ноль влияние церкви, уже наблюдается тенденции к обратному. Все же усмирить амбиции некоторых особ могут только святые, коими и являются по большей части францисканцы.

Читайте также:

Обсуждение закрыто.