Блог Антона Машнина

Интересные статьи на разные темы

Богиня смерти у древних славян

МоренаДревние славяне вселенским обличием смерти называли богиню Морену, Марену, Морану, Мару. Ее подчиненных называли морами или марами. Марена приходится дочерью богини Лады — богини красоты и любви, и Сварога, женой Кощея-оборотня, способного наслать любую смертельную болезнь. Ее сестрами были Жива и Лель. Мужем Марены был Даждьбог.

Эта богиня была крайне важным персонажем у древних славян. В ее честь существовали праздники и ритуалы. Смерть ассоциировалась с наступлением темноты или приходом зимы. Богиня смерти у древних славян представляла всеобщее умирание. Именно эта древнеславянская богиня смерти обрезала нити человеческих судеб, как воплощение нечистой силы. Детей у нее не было, и она странствовала по снегам, периодически посещая людей для злых дел.

Символами Марены являются Черная Луна, осколки поломанных черепов. На многих изображениях в руках у Марены серп, им она подрезает нити человеческих жизней. Живет Марена за черной рекой Смородиной, которая разделяет Явь и Нявь, берега реки соединяет Калинов Мост, а охраняет ее владения Трехглавый Змей.

Марена ассоциируется с мертвой водой. Смерть, которую дарит Марена является всего лишь переходом к Иной Жизни или Новому Началу. Потому что после темноты и зимы наступает рассвет и весна.

Предания древних славян говорят о том, что во время, которое Марена отсутствует на земле, ее замещают подданные. Они представляют собой духов болезней. Каждую ночь они гуляют под окнами жилых домов и говорят имена там проживающих. Отозвавшийся на голос духов обязательно умрет. Если в селении заболевали люди, скот или намечалась война, жители деревни обходили свою территорию с образом Марены. В процессе этого хождения они просили Марену разрешить душам предков присутствовать на поле боя и помогать им.

Традиционный день Марены был назначен на 1 марта. Изображения Марены связаны со временем года. В конце осени или в начале зимы она изображалась молодой девушкой с черными волосами, лежащими на плечах. На ней одето бархатное платье, вышитое драгоценными камнями. Весной ее изображают седой старухой, одетой в рваную нищенскую одежду. Таким образом, в начале зимы она еще молода и полна сил, а весной уже беспомощна и стара. В руках она держит серп или косу.

В легендах говорится, что она дает жизнь в Яве (этом мире) и со временем забирает душу в Нявь. Рядом с поминальными курганами и жертвенными капищами ставилась ее символика.

Читайте также:

Обсуждение закрыто.